Александр Довженко "Земля" / Alexander Dovzhenko "Earth"


«Земля» - кинопоэма Александра Довженко, снятая в 1930 году на открытой незадолго до этого Киевской кинофабрике ВУФКУ. Первый советский фильм о коллективизации, он повествует о борьбе крестьянства против кулачества в период организации первых колхозов.

В апреле 1930 года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих откровенные и иные, противоречащие советской политике элементы». Полный вариант фильма с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнаженной невестой убитого комсомольца вышел в широкий прокат спустя сорок лет.

Действие происходит в обычном селе Украинской ССР. Местный старик Семён Трубенко находится при смерти. В окружении своей семьи, включая сына Опанаса и друга Петро, он любуется природой. Петро просит, чтобы тот после смерти дал знак, куда он попадет: в рай или ад.



Вскоре Семён умирает. А Петро так и не дожидается от него известий. На заседании местные кулаки заявляют о своем неприятии коллективизации, тогда как комсомолец Василь, внук Семена и сын Опанаса, обсуждает с друзьями её положительные стороны. Хотя его отец кулак, он объявляет, что «теперь кулакам настал конец», и что получив сельскохозяйственную технику, народ отберет у них землю. Сам же Опанас относится к этому скептически.



Василь приезжает с первым трактором. Несмотря на насмешки потомственного кулака Хомы Белоконя, с помощью техники, предоставленной райкомом, крестьяне дружно перепахивают колхозные наделы и межу, отделяющую коллективное хозяйство от частного. За небольшой срок они собирают урожай и производят хлеб. Ночью по дороге домой Василь танцует гопак. Темная фигура стреляет в него, и он умирает.



После смерти сына Опанас заявляет о своем атеизме и прогоняет русского православного священника, который хотел совершить обряд отпевания. Опанас просит друзей Василя похоронить сына без попов и «петь новые песни для новой жизни». Жители села провожают Василя в последний путь, тогда как обнаженная Наталья оплакивает смерть жениха, а местный священник проклинает их как нечестивых язычников.



На кладбище прибегает Хома и признается, что именно он убил Василя в знак протеста против нового строя, но жители села не обращают на него внимания, слушая вдохновенную речь одного из комсомольцев. Тот заявляет, что имя Василя узнает весь мир. В финале, как и в начале фильма, проливной дождь орошает поля, овощи и фрукты.



В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе в ходе опроса зарубежные критики назвали «Землю» в числе двенадцати лучших фильмов всех времен и народов.В советской прессе фильм был раскритикован за натурализм (обнажённая женская натура, языческий культ природы), но за рубежом получил признание в качестве одного из самых поэтичных в мировом кино.



В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе «Земля» заняла десятое место среди 12 лучших фильмов в истории кино. Фильм демонстрирует глубокое философское осмысление жизни, смерти, любви. Необычайна красота визуального ряда: сцены очистительного дождя, потоками заливающего плоды земли, из-за которой и разгораются страсти в украинском селе.



8 декабря 2015 года «Земля» была включена в список шедевров мирового кинематографа, составленный ЮНЕСКО по случаю своего 70-летия.



В ролях:



Над фильмом работали: